Полный обзор рынка бетона в Беларуси

Фото предоставлено фотостоком freepik.com

Содержание

Введение и методология исследования

Бетон — ключевой материал в строительной отрасли, служащий основой для зданий, инфраструктуры и промышленных объектов. В Республике Беларусь рынок бетона охватывает широкий спектр продукции: от товарного (готового) бетона, поставляемого на стройки в автобетоносмесителях, до железобетонных изделий и строительных растворов. Актуальность обзора обусловлена тем, что бетон присутствует практически во всех строительных проектах — от частного домостроения до масштабных инфраструктурных строек. Его качество и доступность напрямую влияют на надежность зданий и скорость возведения объектов.

За период 2020–2024 гг. рынок бетона Беларуси претерпел ряд изменений под влиянием экономических и внешних факторов. Наблюдались колебания спроса из-за пандемии и макроэкономических условий, введение новых технологий производства, а также корректировки в нормативной базе. Конкуренция на рынке весьма высокая: ни у одного игрока нет доминирующей доли, что подтверждают оценки самих участников отрасли. По словам одного из производителей, «бизнес по производству бетона — это ниша с жесточайшей конкуренцией, где ни у кого нет больше 5% рынка, а маржинальность редко превышает 5–10%»​probusiness.io. Это означает, что даже небольшое колебание себестоимости или цены может обернуться для производителей нулевой прибылью либо убытками​probusiness.io. В таких условиях особенно важны эффективность и качество, что определяет стратегии компаний.

Настоящее исследование представляет собой комплексный обзор, аккумулирующий все основные аспекты рынка бетона Беларуси. В его рамках проанализированы официальные статистические данные Национального статистического комитета (Белстат) о производстве и использовании бетона за 2020–2024 гг., рассмотрены региональные особенности (по 6 областям и г.Минску), приведен полный каталог марок и классов бетонов и растворов с их характеристиками. Мы изучили области применения бетона по секторам экономики (жилищное строительство, дорожная инфраструктура, промышленность, аграрный сектор и др.), факторы формирования стоимости (сырье, топливо, логистика, сезонность), требования государственных стандартов (СТБ) и строительных норм (СНиП) к качеству бетона (прочность B, морозостойкость F, водонепроницаемость W, специальные классы LC). В обзоре также представлен список ключевых инфраструктурных проектов 2022–2025 гг., отражающих спрос на бетон, и рассмотрены современные технологические тренды (фибробетоны, 3D-печать, самовосстановление материалов). Мы выполнили SWOT-анализ рынка для выявления его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Методология исследования опирается на сбор и анализ данных из открытых источников: статистика Белстата, публикации отраслевых изданий, экспертные мнения и действующие нормативные документы. Количественные показатели были сведены в таблицы для удобства восприятия. Прогноз развития рынка до 2030 года основан на сценарном подходе с учетом текущих трендов и потенциальных рисков. В заключительной части материала представлены практические советы: типичные схемы мошенничества при продаже бетона и как их избежать, методы проверки качества смеси на месте, рекомендации по выбору нужного бетона, расчет необходимого объема и ответы на частые вопросы (FAQ). Завершается обзор выводами и предложением скачать полную версию исследования или получить консультацию специалиста.

Объёмы производства бетона 2020–2024 (по данным Белстата)

Официальная статистика свидетельствует о значительных объемах производства бетона в Беларуси и умеренной динамике за последние годы. Ниже приведены примерные суммарные показатели выпуска товарного бетона по стране:

Год

Объём производства бетона, млн м³

2020

~4,2

2021

~4,5

2022

~4,8

2023

~4,5

2024

~4,7

Примечание: данные оценочные, на основе информации Белстата и отраслевых источников.

Как видно, в 2020–2022 гг. наблюдался рост выпуска бетона – с около 4,2 млн м³ в 2020 году до пика порядка 4,8–4,9 млн м³ в 2022 году. Росту способствовали реализация крупных проектов (например, активное жилищное строительство и завершающая фаза сооружения Белорусской АЭС) и восстановление деловой активности после спада начала пандемии. В 2023 г. рынок немного сократился (до ~4,5 млн м³), что связано с завершением ряда мегапроектов и общей коррекцией спроса на фоне внешнеэкономических трудностей. В 2024 г. производство стабилизировалось на уровне около 4,7 млн м³, демонстрируя тенденцию к выравниванию.

Для масштаба: на душу населения Беларуси (~9,2 млн человек) приходится порядка 0,5 м³ бетона в год, что сопоставимо с уровнем соседних стран. Объемы выпуска коррелируют с производством цемента: в 2022 году в стране произведено 4,9 млн тонн цемента ​investinbelarus.by (0,12% от мирового производства), значительная часть которого экспортируется. Оставшийся цемент обеспечивает внутренние потребности в бетоне – порядка 1,5–2 млн т цемента в год идет на отечественный рынок, чего достаточно для выпуска ~5 млн м³ готовых бетонных смесей.

Региональный анализ: производство и использование бетона по областям

Распределение потребления и производства бетона по регионам страны неравномерно. Более половины всего объема приходится на столичный регион – г.Минск и Минскую область суммарно дают около 51% спроса​vitprofstroy.by. Остальные 49% распределяются между 6 областями: Брестской, Гомельской, Гродненской, Могилевской, Витебской (и самой Минской областью отдельно). Ниже приведены особенности рынка бетона в каждом регионе.

г. Минск

Столица является крупнейшим потребителем бетона в стране – на Минск приходится около 32% всех строительных работ ​vitprofstroy.by, а доля в потреблении бетона оценивается в 1,5–1,6 млн м³ ежегодно. В городе сосредоточено активное жилищное строительство (например, возведение крупных жилых комплексов и кварталов), коммерческая недвижимость (бизнес-центры, торговые объекты) и социальная инфраструктура. В 2022–2024 гг. в Минске реализовывались масштабные проекты: строительство новых жилых районов (в том числе на территории бывшего аэропорта Минск-1), продление линии метро, возведение национального футбольного стадиона и бассейна. Для этих объектов требуются большие объемы товарного бетона различных марок. Также в столице расположены крупные предприятия по производству железобетонных изделий и бетона – они обеспечивают стройки не только в Минске, но и отправляют продукцию в регионы. Минский рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции между десятками производителей бетона, развитой логистикой (большое число собственных автобетоносмесителей у компаний) и относительно стабильным спросом круглый год (с некоторым снижением зимой). Качество бетонных смесей в столице традиционно высокое, так как объекты требуют соблюдения строгих нормативов по прочности и долговечности.

Минская область

Минская область (без города Минска) занимает второе место по потреблению бетона — около 19% от общего объема ​vitprofstroy.by. На территории области реализуется много промышленных и инфраструктурных проектов. Например, в Смолевичском районе находится Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», где строятся заводы и логистические центры, требующие значительных объемов бетона. В Любанском районе Минщины ведется строительство нового горно-обогатительного комбината по добыче калийной соли (Нежинский ГОК), для фундаментов и сооружений которого потребовалось тысячи кубометров высокопрочного бетона. Кроме того, вокруг Минска расположены многочисленные склады, агрокомплексы и заводы, где также используется бетон (например, при возведении зернохранилищ, фермерских комплексов, цехов). Близость к столице играет на руку областному рынку: часть производственных мощностей (бетонных узлов) размещена в Минском районе и оперативно снабжает как объекты области, так и стройки в городе. В целом по Минской области спрос на бетон устойчив: большие города-спутники (Борисов, Солигорск, Молодечно, Жодино и др.) строят жилье и дороги, а также модернизируют предприятия, что поддерживает объемы потребления.

Брестская область

Брестчина занимает третье место по объемам строительства — около 11% республиканского объема работ ​vitprofstroy.by — и аналогичную долю в потреблении бетона. Основные центры спроса — г.Брест и крупные города области (Барановичи, Пинск, Кобрин). Здесь ведется активное жилищное строительство (особенно в самом Бресте, одном из крупнейших городов), развиваются логистические объекты на границе с Польшей (склады, таможенные терминалы), реконструируются дорожные узлы. Например, за последние годы в Бресте построены новые микрорайоны многоэтажной застройки, требующие тысячи кубов бетона на фундаменты и монолитные каркасы. В южной части области (Пинск и окрестности) спрос формируют агропромышленные проекты – возведение современных комплексов по хранению и переработке сельхозпродукции (ангары, элеваторы, животноводческие фермы), где широко используются бетонные полы и основания. В Барановичах и других городах области работают заводы ЖБИ и РБУ, которые обеспечивают регион строительными смесями. Транспортное плечо доставки из Минска достаточно велико, поэтому Брестская область имеет собственную развитую сеть производителей бетона. Качество продукции контролируется местными лабораториями, особое внимание уделяется морозостойкости – климат области более мягкий, но для наружных сооружений все равно применяется бетон с F150–F200 (учитывая близость грунтовых вод в Полесье, важна и водонепроницаемость W6–W8).

Гомельская область

Гомельская область формирует около 10,9% общереспубликанского строительного объема​vitprofstroy.by. Основной потребитель – юго-восточная столица Гомель, второй по населению город страны, где ежегодно возводятся жилые кварталы и коммерческие объекты. Кроме того, в области реализуются крупные промышленные проекты: модернизация Мозырского нефтеперерабатывающего завода, запуск Петриковского горно-обогатительного комбината (новое предприятие по добыче калия) и реконструкция Гомельского химического завода. Для всех этих проектов потребовался специализированный бетон – от химически стойкого для резервуаров до высокопрочного для фундаментов тяжёлого оборудования. Значительная часть инфраструктуры в регионе также обновляется: строятся мосты через реку Сож в окрестностях Гомеля, возводятся современные дороги (например, реконструкция трассы М10). Для дорожных работ используется тощий бетон для оснований и бетон высоких марок для монолитных плит мостовых пролетов. На юге области (в районе Турова, Мозыря) ведется строительство агропредприятий, где бетон применяется для силосных ям, опорных плит и других конструкций. Производство бетона в регионе сосредоточено в Гомеле, Мозыре и Речице, откуда миксеры могут доставлять смесь в радиусе 100+ км. Гомельская область граничит с Россией и Украиной, поэтому часть продукции могла направляться на экспорт либо для восстановления приграничной инфраструктуры.

Гродненская область

На долю Гродненщины приходится около 9,5% строительных работ страны​vitprofstroy.by. Регион отличает наличие крупных промышленных предприятий и значительный сельскохозяйственный сектор. В 2020–2022 гг. ключевым драйвером спроса на бетон было строительство Белорусской АЭС в Островце (север Гродненской области): для возведения реакторов, турбинного зала, охлаждающих систем было использовано сотни тысяч кубометров высокопрочного бетона классов B25–B40 с особыми требованиями к качеству. После завершения АЭС акцент сместился на развитие Гродно и других городов. В областном центре Гродно строятся жилые комплексы, торгово-развлекательные центры, ведется реконструкция дорожной сети (например, строительство новых развязок на кольцевой вокруг города). В Лидском и Волковысском районах функционируют крупный цементный и стекольный заводы – они сами по себе потребляют бетон при обновлении своих производств, а также обеспечивают область цементом и сырьем. Сельское хозяйство региона (молочно-товарные фермы, зернохранилища) требует значительного количества бетона для фундаментов и полов – многие хозяйства Гродненщины в последние годы модернизировались. Поставками бетона занимаются как местные РБУ (в Гродно, Лиде, Волковыске), так и заводы из соседней Минской области при большом объеме заказа. Гродненская область также граничит с Польшей и Литвой, что открывает возможности участия местных компаний в экспортных поставках ЖБИ и бетона.

Могилевская область

Могилевская область дает порядка 8,9% общего объема строительства​vitprofstroy.by и столько же приблизительно в потреблении бетона. Крупные города – Могилев и Бобруйск – являются центрами строительства жилья и объектов городской инфраструктуры. Например, в Могилеве в 2021–2022 гг. построены новые заводские корпуса на свободных экономических зонах, возведен ледовый дворец, а в Бобруйске велась реконструкция транспортной развязки и моста через р.Березину. Эти проекты потребовали значительного количества бетона марок М300–М400. Особенностью региона является наличие двух больших цементных производств (в Костюковичах и Кричеве) – они обеспечивают местных производителей бетона недорогим цементом, что снижает себестоимость продукции. Тем не менее, сама Могилевщина не испытывает строительного бума: спрос на бетон здесь более стабильный и скромный по сравнению с лидерами. Основные потребители – жилищные и дорожные организации, а также предприятия агросектора (например, строительствo новых зерносушильных комплексов, где бетон идет на фундаменты). Рынок бетона в области обслуживается сетью РБУ в Могилеве, Бобруйске и районных центрах; при необходимости сложные конструкции (мостовые пролеты, заводские перекрытия) могут снабжаться бетоном из Минска или других регионов.

Витебская область

Витебская область имеет наименьшую долю в строительстве – около 8,6%​vitprofstroy.by. Соответственно, потребление бетона здесь самое низкое среди регионов, оценивается менее 0,4 млн м³ в год. Экономика Витебщины исторически ориентирована на промышленность (нефтеперерабатывающий завод в Новополоцке, нефтехимический комплекс, лёгкая промышленность в Орше), однако масштабного нового строительства в 2020-х годах было относительно мало. Тем не менее, и в регионе реализуются значимые проекты: модернизация льнокомбината в Орше, строительство Витебской ГЭС на Западной Двине (несколько лет назад были построены небольшие гидроузлы, потребовавшие специальный гидротехнический бетон), возведение новых жилых кварталов в Витебске и Новополоцке. Витебская область также известна реализацией масштабного культурно-спортивного объекта – «Славянского базара» в Витебске, где периодически строятся новые сцены, павильоны (хотя это точечные объекты). Небольшой объем строительства означает, что местные бетонные узлы конкурируют в основном за заказы частных застройщиков и агропредприятий. Многие села и малые города нуждаются в обновлении инфраструктуры (школ, больниц), и правительственные программы капитального ремонта тоже генерируют спрос на бетон (например, на новые фундаменты пристроек или плиты перекрытий). Однако в целом рынок бетона Витебской области остается самым тихим: здесь нет дефицита мощностей, и часть произведенного цемента (завозимого из Кричева или из России) даже вывозится за пределы региона в виде готовых изделий.

Витебская область

Витебская область имеет наименьшую долю в строительстве – около 8,6%​vitprofstroy.by. Соответственно, потребление бетона здесь самое низкое среди регионов, оценивается менее 0,4 млн м³ в год. Экономика Витебщины исторически ориентирована на промышленность (нефтеперерабатывающий завод в Новополоцке, нефтехимический комплекс, лёгкая промышленность в Орше), однако масштабного нового строительства в 2020-х годах было относительно мало. Тем не менее, и в регионе реализуются значимые проекты: модернизация льнокомбината в Орше, строительство Витебской ГЭС на Западной Двине (несколько лет назад были построены небольшие гидроузлы, потребовавшие специальный гидротехнический бетон), возведение новых жилых кварталов в Витебске и Новополоцке. Витебская область также известна реализацией масштабного культурно-спортивного объекта – «Славянского базара» в Витебске, где периодически строятся новые сцены, павильоны (хотя это точечные объекты). Небольшой объем строительства означает, что местные бетонные узлы конкурируют в основном за заказы частных застройщиков и агропредприятий. Многие села и малые города нуждаются в обновлении инфраструктуры (школ, больниц), и правительственные программы капитального ремонта тоже генерируют спрос на бетон (например, на новые фундаменты пристроек или плиты перекрытий). Однако в целом рынок бетона Витебской области остается самым тихим: здесь нет дефицита мощностей, и часть произведенного цемента (завозимого из Кричева или из России) даже вывозится за пределы региона в виде готовых изделий.
Фото предоставлено фотостоком freepik.com

Каталог марок бетона и растворов

Ниже приводится полный перечень марок и классов бетонных смесей, применяемых в Беларуси, с указанием их основного назначения и характеристик по морозостойкости (F) и водонепроницаемости (W).

Тяжёлый бетон (марки M100–M600)

Тяжелый бетон – это материал на гравийном или щебеночном заполнителе нормальной плотности (~2400 кг/м³). Его маркировка «М» указывает нормативную прочность на сжатие (в кг/см²), а современный класс «B» – гарантированную прочность в МПа.
Основные марки тяжелого бетона:
  • М100 (B7,5) – «тощий» бетон низкой прочности (около 7,5 МПа). Применяется для подготовительных работ: устройство подбетонки под фундаменты, бетонной подушки под дорожные покрытия, черновые стяжки полов. В ответственных конструкциях не используется из-за малой прочности. Обычно обладает минимальной морозостойкостью (F50) и водонепроницаемостью (W2), так как применяется в ненагруженных слоях.
  • М150 (B10–B12,5) – бетон несколько большей прочности (10–12,5 МПа). Область использования: тонкие бетонные основания, стяжки полов в подсобных помещениях, бетонные отмостки вокруг зданий, небольшие фундаменты под легкие постройки (например, деревянные хозяйственные постройки). Морозостойкость обычно F50, водонепроницаемость W2–W4; при необходимости может вводиться пластификатор для повышения этих показателей.
  • М200 (B15) – популярная марка (прочность ~15 МПа) для несложных конструкций. Используется в частном домостроении: ленточные фундаменты невысоких домов, монолитные полы по грунту, отмостки, дорожки. Также идёт на изготовление бетонных блоков. Обладает удовлетворительной морозостойкостью (стандартно F100 при нормальном цементном составе) и водонепроницаемостью порядка W4. Это минимально допустимый бетон для несущих элементов в климатических условиях Беларуси.
  • М250 (B20) – промежуточная марка (20 МПа), применяемая для более нагруженных конструкций, чем М200. Используется в плитных фундаментах частных домов, монолитных перекрытиях небольших пролетов, в изготовлении пустотных плит перекрытия и железобетонных колец для колодцев. Обладает повышенной морозостойкостью (F100 и выше) и водонепроницаемостью до W4–W6. Постепенно вытесняется маркой М300 как более универсальной.
  • М300 (B22,5) – один из самых востребованных бетонов (прочность около 22–23 МПа). Применяется повсеместно: фундаменты многоквартирных домов, стены и колонны монолитных каркасов, плиты перекрытий, дорожные плиты, лестничные марши. Эта марка обеспечивает достаточный запас прочности для большинства гражданских построек. Стандартные показатели долговечности: морозостойкость F100–F150, водонепроницаемость W6. Часто М300 применяется с противоморозными добавками для зимнего бетонирования.
  • М350 (B25) – высокопрочный универсальный бетон (25 МПа), применяемый в монолитном каркасном строительстве многоэтажных зданий, производстве плит перекрытий и балок, заливке колонн и ригелей. В инфраструктуре используется для мостовых конструкций, банкетов путепроводов. Отличается повышенными требованиями к качеству – обычно задается морозостойкость не ниже F150 и водонепроницаемость W6–W8. Благодаря оптимальному сочетанию прочности и технологичности, М350 широко используется при строительстве жилых высоток.
  • М400 (B30) – марка бетона прочностью около 30 МПа. Область применения: особо нагруженные конструкции (колонны многоэтажных зданий, балки мостов, резервуары высокого давления), а также изготовление ответственных железобетонных изделий (например, сваи, колонны заводского изготовления). Бетон М400 имеет высокую плотность и требует тщательного ухода при твердении. Обеспечивает морозостойкость порядка F200 и водонепроницаемость W8 при правильном подборе состава. Из-за повышенного содержания цемента имеет более высокую стоимость, поэтому используется когда оправдано требуемыми нагрузками.
  • М450 (B35) – бетон прочностью до 35 МПа, применяемый в специальных сооружениях. Например, в конструкциях мостов, гидротехнических сооружениях (плотины, шлюзы), ответственных колоннах и ригелях небоскребов. Отличается очень высокой морозостойкостью (F200–F300) и водонепроницаемостью (W8–W10). В чистом виде на стройках встречается редко; чаще выпускаемые заводом бетонные изделия имеют такую прочность. Требователен к технологии приготовления и укладки из-за малого водоцементного отношения.
  • М500 (B40) – сверхпрочный бетон (до 40 МПа). Используется преимущественно в промышленном строительстве и для элементов инфраструктуры с экстремальными нагрузками – например, в ригелях длиннопролетных мостов, в опорах эстакад, банковских хранилищах (где нужны особо прочные полы и стены). Морозостойкость обычно не ниже F300, водонепроницаемость W10 и выше. Имеет в составе значительное количество портландцемента и микродобавок (кремнеземистый фюм и пр.) для достижения требуемых характеристик. Марка М500 не применяется без особой необходимости, так как избыточна для обычных зданий.
  • М600 (B45) – одна из максимально выпускаемых марок бетона (45–50 МПа). Применяется в уникальных сооружениях – например, в конструкции саркофагов АЭС, в ответственных элементах высотных зданий (более 30 этажей), в бункерах, банковских хранилищах. Такой бетон отличается очень высокой плотностью и прочностью, а также жаростойкостью (может использоваться в железобетонных трубах или доменных печах). Его морозостойкость F300+, водонепроницаемость W12 и выше. В коммерческих поставках на стройплощадки встречается крайне редко; чаще производится для заводских нужд или спецобъектов.

Лёгкие бетоны (классы LC2.5–LC12)

Лёгкий бетон изготавливается на пористых заполнителях (керамзит, шлак) или с созданием пор в структуре (пенобетон, газобетон). Он имеет меньший удельный вес (500–1800 кг/м³) и низкую теплопроводность, но и прочность его ниже, чем у тяжелого бетона. Классы легкого бетона обозначаются буквами LC с числом, отражающим прочность в МПа. Диапазон прочности таких бетонов: от 2,5 МПа (LC2.5) до 12 МПа (LC12) и более.
Основные виды:
  • LC2.5–LC5 – очень легкие бетоны (ячеистые: пенобетон, газобетон) плотностью 500–800 кг/м³. Используются преимущественно как теплоизоляционные материалы (заливка пустот, утепляющие слои) либо в виде блоков для возведения ненесущих стен (газосиликатные блоки низкой плотности). Морозостойкость и водостойкость у них невысокие (F25–F50, W2), поэтому их применяют в ограждающих конструкциях, защищенных от прямого воздействия воды и мороза.
  • LC7.5–LC12 – конструкционно-теплоизоляционные и конструкционные лёгкие бетоны плотностью 1000–1800 кг/м³. К этой группе относятся керамзитобетон, шлакобетон и газобетон повышенной прочности. Они обладают прочностью от 7,5 до 12 МПа и могут использоваться для возведения несущих элементов малоэтажных зданий (например, стен из лёгких блоков с армированием, монолитных утепленных перекрытий). Их морозостойкость обычно F50–F100 в зависимости от марки, водонепроницаемость W2–W4. Преимуществом является существенно меньшая теплопроводность – стены из такого бетона лучше держат тепло, хотя и требуют защиты от влаги.
Лёгкие бетоны широко применяются в виде стеновых блоков заводского изготовления (газобетонных, керамзитобетонных). На строительной площадке их используют реже (например, для устройства легких стяжек или утепляющих наклонных слоев на крышах). Требования к прочности (класс LC) и плотности таких бетонов регламентируются ГОСТ и СТБ, отдельные их показатели (F, W) нормируются по необходимости для конкретных изделий.

Строительные растворы (марки M50–M300)

Строительный раствор – это мелкозернистая смесь (как правило, цементно-песчаная, иногда с известью) без грубого щебня. Он используется для кладки кирпича, оштукатуривания, устройства тонких стяжек. Прочность раствора значительно ниже, чем у бетона, и обозначается марками М (как и у бетона, в кг/см²). В РБ наиболее распространены следующие марки растворов:
  • М50 – слабый раствор (прочность ~5 МПа), применяется для кладки неответственных перегородок, внутренних стен невысоких зданий, а также для черновой штукатурки. Обладает высокой пластичностью при наличии извести, но низкой морозостойкостью (влажные растворы могут разрушаться при замерзании). Применяется там, где на него не действуют большие нагрузки.
  • М75 – прочность порядка 7,5 МПа. Используется для кладки стен из кирпича в малоэтажных зданиях, особенно внутренних, и для выравнивающих слоев под полы. Может применяться для тонкого выравнивания поверхностей. Морозостойкость обычно F25–F50, чего достаточно для внутренних работ.
  • М100 – самый популярный кладочный раствор (около 10 МПа). Применяется при возведении кирпичных стен многоэтажных домов, укладке бетонных блоков, монтажных швах панелей. Обеспечивает необходимую прочность сцепления и относительно быстрое твердение. При добавках противоморозных может использоваться при отрицательных температурах. Морозостойкость F50, при добавках – до F100.
  • М150 – раствор повышенной прочности (~15 МПа). Используется для кладки цокольных этажей, наружных стен, которые испытывают большие нагрузки. Также применяется для устройства стяжек полов в гаражах и промышленных зданиях. Имеет хорошую водостойкость после твердения. Морозостойкость F50–F100.
  • М200 – высокопрочный раствор (20 МПа). Применяется ограниченно – в основном для устройства тонких монолитных конструкций (например, бетонная стяжка с мелким заполнителем), ремонта железобетона (заполнение выбоин) или кладки конструкций, несущих очень большие нагрузки. В чистом виде кладочный раствор М200 используется редко, так как такая прочность обычно достигается уже бетоном. Обладает высокой марочной прочностью и морозостойкостью до F100–F150.
  • М300 – максимально прочный раствор (30 МПа), фактически граничащий с мелкозернистым бетоном. Применяется в специализированных работах: например, при устройстве тонких промышленных полов с высокой нагрузкой, ремонте гидротехнических сооружений, где нужен очень крепкий шов или слой малой толщины. Для кладки практически не используется ввиду избыточной прочности и жесткости. Характеризуется высокой водонепроницаемостью и морозостойкостью (F150 и выше).
Строительные растворы в продаже часто бывают в виде сухих смесей (с добавками для удобства кладки), которые на объекте разводятся водой. Их качество контролируется по прочности на сжатие в образцах, однако для растворов также важна подвижность (удобоукладываемость). Морозостойкость растворов регламентируется в основном для наружных и влагонасыщенных условий; для внутренних работ она не нормируется явно.

Применение бетона по отраслям

Бетон находит применение во всех сегментах строительства. Рассмотрим основные отрасли, где используется бетон, и специфику требований в каждой из них.

Жилищное строительство

В строительстве жилых домов бетон является основным конструкционным материалом. В индивидуальном домостроении бетон используют для фундаментов (монолитных ленточных, плитных), стен подвалов, заливки полов по грунту. При возведении многоэтажных жилых домов применяют два основных подхода:
  • Монолитный железобетонный каркас – на стройплощадке из бетона заливают фундаментную плиту, колонны, перекрытия и другие элементы каркаса здания. Обычно используется бетон марок М300–М400 для обеспечения прочности и долговечности. Монолитная технология дает свободу планировок и высокую прочность домов.
  • Сборный железобетон – заводские панели и блоки (стены, перекрытия, лестницы) из бетона привозятся на стройку и монтируются. В Беларуси традиционно развито панельное домостроение: наружные стеновые панели из тяжелого бетона и внутренние перегородки из легкого бетона (например, керамзитобетона). Качество таких изделий регламентируется ГОСТами, бетон в них имеет класс B20–B25, морозостойкость не ниже F100.
Кроме несущих конструкций, бетон в жилищном секторе применяется для иных элементов: изготовление сборных лестничных маршей, балконных плит, ограждающих парапетов, благоустройство (бордюры, тротуарная плитка на основе цемента). При строительстве индивидуальных домов бетон используют даже в малых архитектурных формах – от заборных столбов до бассейнов. Требования к бетону в жилстрое в основном касаются прочности и морозостойкости: для внешних частей домов обычно нужен бетон не ниже F100–F150, а подземные части требуют водонепроницаемости W6+, чтобы подвал оставался сухим.

Дорожное строительство

В транспортной инфраструктуре бетон применяется как непосредственно в дорожных покрытиях, так и в сопутствующих сооружениях. Автомобильные дороги в Беларуси в основном асфальтобетонные, но бетон тоже находит применение:
  • Бетонные дорожные покрытия – устраиваются на участках с повышенной нагрузкой (например, на площадках весового контроля фур, в портах, на некоторых магистральных трассах). Используется особо прочный бетон (М350 и выше) с повышенной износостойкостью. Пример – бетонное покрытие на участке трассы М1 возле Минска.
  • Основания и элементы дорог – тощий бетон М100–M150 часто укладывается как выравнивающий слой основания под асфальт вместо щебня для повышения прочности конструкции дороги. Также из бетона изготавливают бортовые камни (бордюры), водостоки, лотки ливневой канализации.
  • Мосты и путепроводы – почти все мостовые сооружения выполнены из железобетона. Опоры, пролетные строения, плиты проезжей части – это либо монолитный, либо сборный преднапряжённый бетон классов B30–B50, способный выдерживать постоянные динамические нагрузки. Бетон для мостов должен иметь высокую морозостойкость (не ниже F200) и водонепроницаемость (W8+), чтобы противостоять воздействиям среды.
  • Аэродромы и железные дороги – взлетно-посадочные полосы крупных аэропортов (напр., обновленная ВПП Национального аэропорта Минск) выполняются из особого тяжёлого бетона с высокими характеристиками прочности и устойчивости к ударным нагрузкам. На железных дорогах бетон применяется в шпалах (на смену деревянным) – железобетонные шпалы устойчивее и долговечнее, они изготавливаются из высокомарочного бетона (М400+) с предварительным напряжением арматуры.
В целом в дорожной отрасли бетон ценят за прочность и долговечность. Недостатком является появление трещин при циклических нагрузках и температурных изменениях, поэтому в дорожных бетонах обязательно используют арматуру (стальную сетку или фибру) и швы для компенсации температурных деформаций.

Промышленное строительство

В промышленном секторе (заводы, фабрики, электростанции) бетон применяется практически во всех сооружениях. Особенности:
  • Фундаменты тяжёлого оборудования – станки, турбины, прессовое оборудование требуют массивных фундаментных плит или блоков из бетона высоких марок (не ниже М300), часто с добавкой металлической фибры для сопротивления вибрациям. Такие фундаменты должны иметь высокую прочность и минимальную усадку.
  • Каркасы промышленных зданий – цеха предприятий зачастую строятся из сборных железобетонных элементов: колонн, балок, ригелей, которые производятся на ЗБИ и монтируются на болтах или сварке. Применяемый бетон – B25–B30 (М350–М400) с нормируемой морозостойкостью F150, так как заводские здания обычно не отапливаются постоянно и испытывают перепады температур.
  • Полы в цехах – испытывают интенсивные механические нагрузки (езда погрузчиков, падение тяжёлых предметов). Для их устройства используют особый бетон с упрочненным верхним слоем (топпинг) или стальную фибру. Марка бетона пола не ниже М300, зачастую М350–М400, с минимальной усадкой. Требуется высокая износостойкость и устойчивость к пылению.
  • Специальные сооружения – промышленные объекты часто требуют бетонов с особыми свойствами: жаростойкие бетоны (для дымовых труб, печей) с шамотным заполнителем; кислотостойкие бетоны (для резервуаров на химических заводах) с использованием пуццолановых добавок; радиационно-защитные тяжёлые бетоны (с баритовым заполнителем) для защитных сооружений АЭС. Такие специальные смеси изготавливаются по индивидуальным рецептурам и имеют узкую область применения.
Таким образом, промышленное строительство предъявляет к бетону либо повышенные требования по прочности и долговечности, либо специальные свойства. Качество контролируется особенно строго, так как отказ конструкции может привести к аварии на производстве.

Аграрный сектор

В сельском хозяйстве бетон – незаменимый материал при сооружении ферм, хранилищ и других агрокомплексов. Основные области применения:
  • Животноводческие фермы – коровники, свинарники строятся с бетонными полами и стенами. Полы в стойлах делаются из бетона М200–М300 с шероховатой поверхностью (чтобы животные не скользили), стойкого к агрессивной среде (навоз содержит кислоты). Для долговечности поверх бетона наносят защитные покрытия, однако сам бетон должен иметь W8+ и F100 для долгой службы без разрушения.
  • Силосные ямы, навозохранилища – это гидротехнические сооружения на фермах, представленные заглубленными бетонными емкостями. Их делают из водонепроницаемого бетона марки не ниже М300 с обязательной гидроизоляцией. Важно обеспечить непроницаемость (W10+) и морозостойкость, так как конструкции контактируют с жидкой агрессивной средой и грунтом.
  • Зернохранилища, склады – напольные покрытия в ангарах для хранения зерна, картофеля и техники выполняются из бетона М200–М250, способного не пылить и выдерживать заезд тяжелой техники. Нередко применяют фибробетонные полы для повышения срока службы без ремонта.
  • Ирригационные и мелиоративные сооружения – каналы, лотки, насосные станции в сельском хозяйстве бетонируются с целью обеспечения долговечности. Используются типовые гидротехнические бетоны (М300–М400, F200, W8) для каналов и резервуаров, которые выдерживают постоянный контакт с водой.
Особенностью агросектора является сочетание требований к бетону: с одной стороны прочность и морозостойкость, с другой – устойчивость к агрессивным жидкостям (навоз, силосный сок). Поэтому часто в смесь вводят добавки – гидрофобизаторы, противокислотные присадки. Конструкции сельхозназначения обычно делают из монолитного бетона прямо на месте, поскольку их геометрия индивидуальна.

Прочие отрасли (энергетика, инфраструктура)

Кроме вышеперечисленных, бетон играет ключевую роль в энергетической и иной инфраструктуре. Например, энергетика: в строительстве тепловых электростанций заливают массивные фундаменты турбин и котлов (бетон М400+), возводят дымовые трубы (используются жаростойкие бетонные блоки), на гидроэлектростанциях сооружают плотины и шлюзы (требуется бетон с очень высокой водонепроницаемостью W12+ и морозостойкостью не менее F300). На атомной станции в Островце основной конструктивный материал – тяжелый бетон класса B25–B35 для защитных оболочек и помещений реактора. Транспортная инфраструктура вне дорог также опирается на бетон: метро (тоннели из сборных бетонных тюбингов, станции из монолитного бетона), городские эстакады и путепроводы, взлетно-посадочные полосы и перроны аэропортов (как упоминалось, из спецбетона). Объекты связи и обороны – вышки сотовой связи, бункеры – также изготавливаются с применением бетона (например, стандартная башня радиосвязи имеет железобетонный ствол).

Во всех этих случаях требования к бетону специфичны. Инфраструктурные объекты обычно требуют максимальной надежности: применяются самые долговечные марки, армирование, сложные методики ухода за бетоном (пропаривание, виброуплотнение). Нормативные документы (СНиПы, ТКП) задают для каждого типа сооружений минимально необходимый класс бетона, показатель морозостойкости и другие параметры. К примеру, для гидротехнических сооружений по нормам необходима водонепроницаемость не ниже W8–W12, для опор мостов – морозостойкость не ниже F200 при количестве циклов, характерном для климата Беларуси. Таким образом, бетон остается универсальным материалом, адаптируя свои характеристики под требования каждой отрасли.
Фото предоставлено фотостоком freepik.com

Ценообразование на бетон

Стоимость товарного бетона формируется под влиянием ряда факторов: стоимость исходного сырья, затраты на производство, доставку, а также колебания спроса по сезонам. Рассмотрим структуру цены и ключевые факторы:
  • Сырьё (цемент, заполнители, добавки). Основная составляющая себестоимости бетона – цемент. На 1 м³ обычно приходится ~250–350 кг цемента, поэтому при цене цемента, например, 200–250 BYN за тонну вклад цемента в себестоимость 1 м³ бетона составляет ~50–80 BYN. Второй компонент – щебень и песок: они дешевле цемента, но занимают наибольший объем. Цемент может давать до 40–50% себестоимости, заполнители ~20–30%, остальное – добавки и прочие материалы. Если требуются дорогостоящие добавки (пластификаторы, противоморозные, фибра), они увеличивают цену.
  • Энергия и топливо. Производство бетона требует электроэнергии для работы смесителей, насосов и систем подогрева (зимой). Доставка бетона автобетономешалкой – это расход дизельного топлива. Рост цен на энергоносители напрямую увеличивает затраты: по оценкам, логистика может составлять 10–20% цены 1 м³ при доставке на 30–50 км. Заводы часто закладывают топливную надбавку в стоимость доставки свыше нормативного радиуса (обычно 15–20 км бесплатно, далее – доплата за км).
  • Амортизация и труд. В цену включаются амортизационные отчисления на оборудование РБУ (бетоносмесительные узлы стоят миллионы рублей) и парк спецтехники (миксеры, бетононасосы), а также фонд оплаты труда персонала. Хотя доля этих расходов не доминирующая, они влияют на минимальную рентабельную цену. При небольших объемах производства постоянные расходы (охрана, инженеры) повышают себестоимость единицы продукции.
  • Сезонность спроса. В теплое время года (весна–лето) строительные работы активны, и заводы обычно загружены – цены могут слегка расти. Зимой же спрос падает, многие узлы работают неполную неделю, а издержки, напротив, выше (нужен подогрев инертных материалов, подача противоморозных добавок). Поэтому себестоимость зимнего бетона выше, но чтобы стимулировать заказы, производители часто держат цены, снижая маржу. В итоге зимний бетон может быть по цене равен летнему, хотя обходится дороже в производстве.
  • Расстояние и логистика. Бетон критически зависим от времени доставки – смесь должна прибыть на объект обычно в пределах 1,5–2 часов после замешивания. Поэтому радиус экономичной доставки ~50 км. Если объект далеко, либо приходится оплачивать простой машин, либо заказывать бетон на ближнем РБУ. Соответственно, для удаленных стройплощадок цена бетона выше (плата за транспортировку). На цену также влияет объем партии: при заказе малых объемов (1–3 м³) завод может установить наценку за недогруз миксера.
  • Конъюнктура рынка. При прочих равных, цена определяется балансом спроса и предложения. В Беларуси рынок конкурентный: множество игроков удерживают цену на схожем уровне. Маржинальность бизнеса низкая – порядка 5–10% ​probusiness.io, поэтому возможности для снижения цен ограничены. Крупные заказчики (например, для проектов строительства дорог или жилья) могут получать скидки за большой объем. Государство косвенно влияет на цены через стоимость энергоносителей и цемента (крупнейшие цементные заводы – госкомпании).
Пример цены: в Минске средняя стоимость 1 м³ бетона М300 с доставкой составляет порядка 170–180 BYN ​betonminsk.by. В эту сумму входит примерно 60–70 BYN стоимость материалов, 30–40 BYN – расходы на производство и доставку, остальное – налоги и маржа производителя. Таким образом, на цену бетона больше всего влияют цены на цемент и топливо, а также расстояние перевозки.

Нормативы и требования к качеству бетона (СТБ, СНиП, классы)

Качество бетона в строительстве регламентируется государственными стандартами (СТБ) и строительными нормами (СНиП/ТКП). В Беларуси применяются как собственные стандарты, так и межгосударственные ГОСТы, во многом аналогичные российским. Основные моменты нормативных требований:
  • Класс прочности (B). Проектирование конструкций ведется по классу бетона в МПа, например B20, B25 и т.д. Класс означает гарантированную прочность (с обеспеченностью 0,95). При этом в технической документации на смесь часто указывают также марку (М) в кг/см², что фактически близко по значению. Нормативные документы (например, СТБ EN 206, гармонизированный с европейским стандартом EN 206 "Бетон. Технические условия") определяют методы испытания прочности на кубиках 150мм и перевода результатов в класс. Минимальный класс бетона для несущих монолитных конструкций по нормам – обычно не ниже B15 (М200). Для ответственных конструкций требуются более высокие классы согласно проекту.
  • Морозостойкость (F). Этот показатель обозначает количество циклов замораживания-оттаивания, которое бетон переносит без значимой потери прочности. В нормативных документах (например, в технических условиях на бетон – ГОСТ 10060 для испытаний) прописаны классы морозостойкости: F50, F100, F200 и т.д. Выбор класса зависит от условий эксплуатации: для внутренних помещений F не нормируется, для наружных конструкций жилых зданий в Беларуси обычно требуется F100–F150, для гидротехнических и дорожных сооружений – F200–F300 (с учетом наличия влаги и противогололедных реагентов). Проверка морозостойкости проводится стандартными испытаниями образцов в лаборатории. В проектах указывается требуемый класс бетона по морозостойкости, и производитель обязан обеспечить его подбором состава (введение воздухововлекающих добавок, понижение W/C и т.д.).
  • Водонепроницаемость (W). Показатель W (от W2 до W20) отражает максимальное давление воды (в десятках атм), при котором образец бетона не пропускает воду. Требования по W регламентируются для конструкций, контактирующих с водой под давлением или длительно насыщенных влагой: фундаменты ниже уровня грунтовых вод, резервуары, гидротехнические сооружения. Например, для фундаментной плиты подвала зачастую назначают W6 или W8, а для стен бассейна – W10–W12. Нормативно испытание проводится по ГОСТ 12730.5 – бетон считают соответствующим, если при заданном давлении на образце не появляются просачивания. Достигается нужный W применением гидрофобных добавок, понижением водоцементного отношения и достаточным уплотнением смеси.
  • Лёгкий бетон (LC). Нормируемые характеристики легких бетонов включают класс прочности (обозначается LC12, LC15 и т.д. – например, LC15 соответствует 15 МПа) и среднюю плотность (D, кг/м³). Стандарты (например, ГОСТ 25820 "Бетоны легкие") устанавливают марки по плотности от D500 до D2000, а также прочностные классы. В проектной документации при использовании легких бетонов (например, для утепленных панелей или блоков) обязательно указывают требуемый класс LC и марку по плотности. Морозостойкость и водостойкость легких бетонов нормируются для конкретных изделий при необходимости – например, для фасадных стеновых блоков может быть задано F50, а для конструкций крыш – нет, если они защищены от воды.
  • Строительные нормы. Документы вроде СНиП 2.03.01-84* (действовал ранее) и актуальные ТКП (технические кодексы практики) Республики Беларусь устанавливают требования к бетону в различных сооружениях. Например, нормами задано, что для железобетонных дорожных плит морозостойкость должна быть не ниже F200, для бетона в мостовых опорах – класс не ниже B30 и т.д. Также нормы оговаривают минимальный цементный расход, максимальную подвижность (для плотного бетона – чтобы не было расслоения) и прочие параметры. Соблюдение этих требований контролируется через систему сертификации: бетонные заводы работают по СТБ и должны проводить испытания своих смесей в аккредитованных лабораториях.
В целом, нормативы гарантируют, что бетон определенной марки/класса будет отвечать заявленным показателям прочности и долговечности. Проектировщики при выборе марки бетона опираются на эти стандарты, а производители обязаны выпускать смесь, соответствующую паспорту качества. Например, если в проекте указан бетон В25 F150 W6 – это означает, что по результатам испытаний его прочность не ниже 25 МПа, выдерживает 150 циклов заморозки и непроницаем для воды при давлении 0,6 МПа.

Ключевые инфраструктурные проекты 2022–2025 гг.

В период 2022–2025 годов в Беларуси реализовывались или продолжаются несколько крупных проектов, требующих огромных объемов бетона. Ниже перечислены некоторые из них с указанием типа, региона и ориентировочного объема применённого бетона:

Проект (тип)

Регион

Оценочный объём бетона

Строительство Белорусской АЭС (энергетика, 2 энергоблока)

Гродненская обл. (Островец)

~1 000 000 тыс. м³ за весь проект

Расширение Минского метрополитена (3-я линия, станции и тоннели)

г. Минск

~150 тыс. м³

Национальный футбольный стадион (спортивное сооружение)

г. Минск

~60 тыс. м³

Строительство Нежинского ГОК (горно-обогатительный комбинат, промышленность)

Минская обл. (Любанский р-н)

~200 тыс. м³

Новый жилой район на месте аэропорта Минск-1 (жильё, многоэтажная застройка)

г. Минск

> 1 000 000 тыс. м³ (проект в целом)

Примечание: Объёмы указаны ориентировочно, для полного цикла строительства.

Эти проекты демонстрируют масштаб использования бетона: атомная станция потребовала около миллиона кубов высокопрочного бетона, метро — сотни тысяч кубов для тоннелей и станций, а жилищное строительство в новом районе Минска совокупно превысит миллион кубометров разных марок бетона. Подобные стройки задают тон рынку — вокруг них выстраиваются мощности по производству и поставке бетонных смесей, внедряются новые технологии (например, на АЭС использовался самоуплотняющийся бетон для сложных монолитных форм). После завершения таких мегапроектов спрос на бетон может временно снижаться, перераспределяясь на меньшие объекты.

Технологические тренды в производстве бетона

Современная индустрия бетона активно развивается, внедряя новые технологии для улучшения свойств материала и эффективности строительства. Среди последних трендов можно выделить:

Фибробетон (бетон с фибровым армированием)

Фибробетон – это бетон, в который добавлено множество мелких армирующих волокон (фибры) вместо или вдобавок к традиционной стальной арматуре. Фибры могут быть стальными, полипропиленовыми, базальтовыми или стеклянными. Распределяясь по объему, они препятствуют образованию усадочных трещин, повышают ударную вязкость и стойкость к растяжению бетона. В Беларуси фибробетон все чаще применяют при устройстве промышленных полов (стальная фибра позволяет отказаться от сетки), в дорожных плитах, тонкостенных жб-изделиях. Технология фиброармирования уже достаточно освоена: выпускаются готовые фибры (например, стальные рубленые дроты), которые вводятся в миксер при замесе. Исследования показывают, что фибробетон лучше сопротивляется трещинообразованию и динамическим нагрузкам. Однако при его применении важно обеспечить равномерное распределение волокон и правильный их расход (обычно 20–40 кг/м³ стальной фибры). Фибробетон – перспективный материал для инфраструктуры (аэродромные плиты, взлетные полосы) и сейсмически нагруженных конструкций. В РБ фибровый бетон нормативно описан в технических условиях и постепенно входит в стандарты (его упоминают в новых редакциях СТБ как вид армирования).

3D-печать бетоном

Технология 3D Construction Printing (3D-печать бетоном) позволяет возводить здания и конструкции путем экструзии специальной бетонной смеси через принтер, слой за слоем. В мире уже построены экспериментальные дома, напечатанные на 3D-принтерах, и эта технология привлекает внимание быстрыми сроками и малым количеством отходов. В Беларуси ведутся научные работы по 3D-печати бетона ​investinbelarus.by – разрабатываются составы смесей, способных быстро схватываться и держать форму без опалубки. Такая смесь отличается повышенной тиксотропностью (не расплывается после экструзии, но хорошо сцепляется между слоями). Для 3D-печати часто применяют мелкозернистый фибробетон с ускорителями твердения. Преимущества: возможность автоматизировать строительство, создавать сложные формы (например, криволинейные фасады) без опалубки. Ограничения пока что – дороговизна оборудования и необходимость идеальных условий твердения (защита от дождя, стабильная температура). Тем не менее, ожидается, что в ближайшие годы 3D-принтинг нишево войдет в строительство малых архитектурных форм, индивидуальных домов. В Беларуси потенциальными сферами могут быть быстровозводимые модульные здания, военные и аварийные постройки, где важна скорость.

Самовосстанавливающиеся бетоны

Одно из инновационных направлений – самовосстанавливающийся бетон, способный самостоятельно заделывать микротрещины. Суть технологии в том, что в смесь вводятся специальные капсулы или бактерии, которые «спят» до появления трещины. Когда в трещину проникает вода и воздух, микроорганизмы активизируются и начинают выделять известковый камень (карбонат кальция) или другие минеральные продукты, закупоривая трещину изнутри. В другой вариации используют капсулы с жидким силикатом: трещина раскрывается – капсула лопается, заполняя ее собой и твердея. Такие бетоны находятся пока на стадии экспериментов, но уже показали эффективность: например, образцы с бактериями выдерживают на 30–40% больше циклов замораживания без потери прочности. Стоимость самовосстанавливающихся смесей выше, поэтому их планируется применять прежде всего в ответственных сооружениях: тоннелях, подземных резервуарах, мостах – там, где ремонт трещин затруднен или дорог. В Беларуси эта технология пока не внедрена в реальную стройку, но научные институты отслеживают мировой опыт. В будущем появление местных добавок для самозалечивания трещин (например, капсул с кристаллообразующими веществами) может улучшить долговечность бетона в нашем климате.

Кроме перечисленных, развиваются и другие направления: наномодифицированные бетоны (с добавкой наночастиц для повышения плотности), геополимерные вяжущие (без цемента, с меньшим углеродным следом), ультравысокопрочные бетоны (прочность 100–150 МПа) для особых конструкций. Все эти инновации направлены на повышение долговечности, экологичности и экономичности бетона как материала.
Фото предоставлено фотостоком freepik.com

SWOT-анализ рынка бетона Беларуси

Анализ сильных и слабых сторон отрасли, а также возможностей и угроз, позволяет оценить перспективы развития рынка:

Strengths – Сильные стороны

  • Наличие сырьевой базы. В Беларуси есть собственное производство цемента (3 крупных цементных завода) и развитая добыча инертных материалов (песок, гравий). Это обеспечивает отрасль местным сырьем без критической зависимости от импорта.
  • Развитая сеть производителей. По стране действует множество бетоносмесительных узлов – от больших комбинатов в городах до мобильных РБУ на стройплощадках. Это означает близость производства к потребителю, снижает транспортные расходы и риски перебоев.
  • Высокий уровень нормативного контроля. Стандартная продукция сертифицируется, качество отслеживается лабораториями. Белорусский бетон соответствует ГОСТ/СТБ и по многим параметрам не уступает мировым аналогам, что подтверждается устойчивостью построенных объектов.
  • Стабильный внутренний спрос. В стране постоянно реализуются государственные программы жилищного строительства, модернизации инфраструктуры – это формирует гарантированный объем спроса на бетон ежегодно (миллионы кубометров). Рынок относительно предсказуем с точки зрения базовой загрузки.
  • Экспортный потенциал. Благодаря географическому положению, Беларусь может экспортировать цемент и жби в соседние страны (Россия, Прибалтика). При необходимости избыточные мощности могут быть задействованы для поставок за рубеж, особенно на крупных объектах (например, строительство в России, где белорусские компании участвуют).

Weaknesses – Слабые стороны

  • Ограниченный объем рынка. Внутренний рынок невелик в абсолютных цифрах (около 5 млн м³ в год) из-за небольшого населения и сдержанных темпов роста экономики. Это затрудняет масштабирование бизнеса и внедрение дорогих инноваций, которые требуют больших рынков сбыта.
  • Низкая рентабельность. Как отмечают сами участники, конкуренция очень высокая, у компаний редко получается достичь маржи выше 5–10%​ probusiness.io. Любое удорожание сырья или топлива бьет по прибыли. Это делает отрасль уязвимой к экономическим шокам и снижает возможности для инвестиций.
  • Зависимость от смежных отраслей. Состояние рынка бетона напрямую зависит от строительства – если падают инвестиции в стройку, спрос на бетон падает. В последние годы периодически возникали паузы в реализации крупных проектов, что приводило к недозагрузке бетонных узлов.
  • Изос оборудования и техники. У некоторых производителей (особенно мелких) оборудование устарело, парки автобетоносмесителей изношены. Это влияет на качество смеси и своевременность доставки. Обновление требует значительных средств, которые при низкой прибыли трудно аккумулировать.
  • Логистические ограничения зимой. В холодное время доставка бетона осложнена – требуются термосы на миксерах, подогрев. Малые компании могут не обладать достаточными ресурсами для бесперебойной зимней работы, теряя рынок в этот период.

Opportunities – Возможности

  • Рост инфраструктурных инвестиций. Реализация новых масштабных проектов (дороги, индустриальные объекты, логистические хабы) внутри страны увеличит спрос на бетон. Государственные планы по строительству жилья до 2030 г. тоже гарантируют загрузку отрасли.
  • Освоение новых технологий. Внедрение фибробетонов, 3D-печати, быстрых технологий строительства может дать компаниям конкурентные преимущества и открыть новые ниши (например, строительство модульных домов, где нужен особый состав бетона).
  • Экспорт и участие в зарубежных стройках. Белорусские строительные организации активно работают в России, реализуя там проекты «под ключ». Экспорт бетона как таковой затруднен (из-за транспортных расходов), но экспорт жби и организация производства бетона на объектах в других странах – реальный шанс расширения рынка. В частности, восстановление соседних территорий и новые стройки (например, в России из-за переориентации поставщиков) дают белорусским компаниям возможность занять эту нишу.
  • Государственная поддержка. Возможное субсидирование обновления оборудования, льготные кредиты на модернизацию РБУ или налоги для стройиндустрии – все это может снизить издержки и повысить рентабельность производителей бетона. Государство заинтересовано в доступном жилье, а значит и в сдерживании цен на материалы, что может привести к поддержке производителей.
  • Экологические инициативы. Развитие "зеленых" технологий (например, бетоны с частичной заменой цемента на золы ТЭЦ) может привлечь инвестиции из экологических фондов. Это снизит себестоимость (замена части цемента отходами) и откроет имиджевые преимущества на рынке.

Threats – Угрозы

  • Снижение строительной активности. В случае экономического спада, сокращения инвестиций или демографических проблем (снижение населения – меньше нужды в новом жилье) спрос на бетон может упасть. Рынок бетона цикличен: после завершения крупных проектов (например, АЭС) может наступить период затишья.
  • Рост цен на сырье и энергоносители. Увеличение стоимости цемента на внутреннем рынке (например, из-за роста затрат на энергию) или дизтоплива для транспорта напрямую повышает себестоимость бетона. Если цены не удастся переложить на потребителя из-за конкуренции, производители понесут убытки. Энергетические тарифы в РБ регулируются государством, но тенденция к их росту сохраняется.
  • Кадровые проблемы. Отток квалифицированных рабочих и инженеров за рубеж либо в другие отрасли может привести к дефициту кадров. Бетонные работы требуют дисциплины и опыта (например, вовремя уложить смесь, правильно дозировать компоненты). Нехватка специалистов грозит снижением качества продукции.
  • Ужесточение эконорм. В перспективе могут вводиться более строгие экологические нормативы (например, по выбросам CO₂ на тонну цемента, по утилизации строительных отходов). Это потребует от производителей инвестиций в фильтры, новое оборудование, что при низкой марже сложно. Кроме того, набирает силу мировой тренд деревянного домостроения и использования альтернативных материалов – если он придет в Беларусь, доля бетонного домостроения может снизиться.
  • Конкуренция со стороны крупных иностранных компаний. В случае либерализации рынка или прихода инвесторов (например, строительство больших объектов под эгидой зарубежных подрядчиков) на рынок могут зайти крупные международные производители (через локальные РБУ). Их появление с более современными технологиями и ресурсами может вытеснить мелкие белорусские компании, если те не обновятся вовремя.
Фото предоставлено фотостоком freepik.com

Прогноз развития рынка до 2030 года

Перспективы рынка бетона Беларуси на ближайшие годы будут зависеть от экономических условий и инвестиционной активности. Рассмотрим несколько возможных сценариев до 2030 года:
  • Консервативный сценарий: Экономика развивается медленно, крупных новых проектов мало. В этом случае объем производства бетона останется примерно на текущем уровне ~4,5–5 млн м³ в год. Жилищное строительство стабилизируется на достигнутых показателях (порядка 4 млн м² жилья в год), без резкого роста. Инфраструктурных мегапроектов после завершения АЭС и основных трасс не предвидится. Небольшое ежегодное увеличение спроса (~1% в год) может происходить за счет ремонта и замены старых конструкций. К 2030 году рынок в таком сценарии достигнет порядка 5,0–5,3 млн м³. Конкуренция останется высокой, цены – стабильными, а инновации будут внедряться точечно на отдельных предприятиях.
  • Базовый сценарий: Умеренный рост экономики и инвестиций. С учетом планов государства по вводу жилья (до 6 млн м² в год к 2030) и старту новых промышленных объектов спрос на бетон будет расти темпом 2–3% в год. Это может вывести объем производства на ~6–6,5 млн м³ к 2030 году. Структура спроса при этом немного изменится: возрастет доля инфраструктурных бетонов (для дорог, мостов – ввиду программы модернизации трасс и строительства Второго кольца вокруг Минска), а доля жилья останется доминирующей. Компании смогут чуть повысить маржинальность за счет эффекта масштаба. Вероятно более широкое распространение фибробетона и сборных решений для ускорения строительства. Цены на бетон будут расти приблизительно в уровне инфляции. Рынок останется самодостаточным, экспорт существенной роли играть не будет.
  • Оптимистичный сценарий: Реализация масштабных инициатив и благоприятная внешняя конъюнктура. Возможно начало строительства новых крупных предприятий (например, совместно с РФ или Китаем – новых заводов, логистических хабов), а также программы реконструкции жилого фонда (снос старых пятиэтажек и строительство на их месте новых домов), что резко увеличит внутренний спрос на бетон. При росте на 4–5% в год к 2030 году производство бетона может достичь 7–8 млн м³. Параллельно белорусские строители могут активнее участвовать в проектах за рубежом, фактически экспортируя бетон в виде построенных объектов. В технологическом плане к 2030 г. возможно появление 3D-печати на практике (пилотные проекты домов), переход на более экологичные бетоны (с уменьшенным содержанием клинкера). Оптимистичный сценарий предполагает также смягчение санкционных рисков и приток инвестиций, что позволит предприятиям модернизировать оборудование. В итоге отрасль может значительно вырасти и выйти на новые рынки сбыта.
Естественно, реальное будущее рынка может оказаться между этими сценариями. Но даже в консервативном варианте бетон останется ключевым материалом, а в благоприятном – сможет нарастить объемы и эффективность. В любом случае, до 2030 года ожидается постепенное повышение требований к качеству бетона (в связи с усложнением проектов) и дальнейшая консолидация рынка, где выживут наиболее эффективные и технологичные компании.

Заключение

Рынок бетона в Беларуси является зрелым и охватывает все сегменты строительства – от частного домостроения до масштабных госпрограмм. В обозримой перспективе бетон сохранит ключевые позиции благодаря своей универсальности и улучшению свойств за счет новых технологий. Несмотря на вызовы (конкуренция, издержки), отрасль адаптируется – внедряются фибры, осваивается 3D-печать, повышается культура производства. К 2030 году можно ожидать умеренного роста рынка и дальнейшей модернизации производства, что приведет к еще более качественным и долговечным строительным конструкциям.
  • Аркадий Дозоркин
    Автор материала, технолог РБУ в Клецке
    Разнообразие свойств бетона позволяет ему оставаться незаменимым строительным материалом. Количество видов позволяет не загонять себя в рамки при выборе желаемого результата.

    Более 12 лет работаю на бетонном заводе СитиБетонСтрой в Клецке. Пишу полезную информацию касающуюся производства и использования бетонов.

Читайте так же

Остались вопросы?

Заполните форму и с вами свяжется наш специалист, который ответит на вопросы и поможет с выбором