Дорожный бетон: требования к смеси для укладки дорог и мостов в Беларуси

Фото предоставлено фотостоком freepik.com

Содержание

Вступление

Белорусские нормы предъявляют к дорожному бетону повышенные требования по прочности (не ниже B30/М400), изгибу (2,8–4,5 МПа), морозостойкости (F200–F300) и водонепроницаемости (W6–W12). Основные документы — СТБ 1035, СТБ 2221, СП 3.03.03‑2020 и СН 3.03.04; они регламентируют состав, воздухововлечение, максимальное водоцементное отношение 0,45 и обязательные противоморозные и воздухововлекающие добавки для долговечности покрытия.

Нормативная база

Норматив

Что регламентирует

СТБ 1035‑96

базовые требования к тяжёлому бетону для дорог и аэродромов

СТБ 2221‑2020

конструкционные тяжёлые бетоны транспортного назначения, добавки, требования к сырью

СП 3.03.03‑2020

состав, свойства и проектирование дорожных бетонных покрытий

СН 3.03.04

классы бетона по прочности на изгиб и сжатие для покрытий и оснований

ТКП 45‑5.03‑307‑2017

требования к бетону изделий дорожного строительства (плиты, барьерные блоки)

Ключевые показатели дорожного бетона

Прочность и изгиб

  • Класс прочности: не ниже B30 (М400) для магистралей; B35 (М450) для мостовых плит Нормы.
  • Прочность на изгиб: 2,8 МПа для второстепенных дорог, до 4,5 МПа для мостов и категории I автодорог stn.by.

Морозостойкость (F)

  • Минимум F200 для дорожных плит; F250–F300 для мостовых конструкций и аэродромных покрытий stn.by.

Водонепроницаемость (W)

  • W6 достаточно для внутренних региональных дорог; W10–W12 обязательны для мостов, развязок, участков с реагентами Нормы.

Воздухововлечение и W/C

  • Воздухововлекающие добавки 4 ± 1 % обеспечивают устойчивость к циклам замораживания .
  • Максимальное W/C = 0,45 — ключ к плотности и долговечности Нормы.

Состав смеси

Компонент

Требование

Цемент

портландцемент ЦЕМ I 42,5 Н либо сульфатостойкий для мостов

Заполнитель

гранитный щебень 5–20 мм марки прочности ≥ 1200, истираемость ≤ 30 % tbsm.bstu.by

Песок

модуль крупности 2,0–3,0; глина ≤ 1 % bsut.by

Добавки

воздухововлекающие, суперпластификаторы, противоморозные (CaCl₂ не допускается)

Вода

питьевая по ГОСТ 23732, хлориды ≤ 300 мг/л

Требования к производству и укладке

Температура и транспорт

  • Температура смеси при выгрузке 5–30 °С.
  • Время от замеса до укладки ≤ 90 мин; допускается 120 мин с ретардерами Нормы.

Укладка

  • Бетоноукладчик с вибробрусом; непрерывная подача, толщина слоя 18–26 см.
  • Ширина полосы — за один проход бетоноукладчика stn.by.

Уплотнение и финишная обработка

  • Глубинные вибраторы + продольный/поперечный вибробрус до появления мельчайшей цементной пленки.
  • Финишное затирание магнезиальными плитами для снижения шероховатости покрытия.

Уход за бетоном

  • Плёнка или мембранообразующий состав в первые 24 ч; влажное выдерживание 7 сут.
  • Распил температурных швов через 6–14 ч при прочности ≥ 3 МПа.

Приёмка и контроль качества

Показатель

Метод контроля

Норма

Прочность на изгиб

Балка 100×100×400 мм, 28 сут

≥ расчётной

Морозостойкость

200/300 циклов F‑испытаний

без потери массы > 5 %

Воздушное содерж.

Давление‑метр, на месте

4 ± 1 %

Содержание хлорида

Лаб. анализ

< 0,06 % по массе цемента

Типовые классы дорожного бетона

Категория дороги

Класс прочности

W

F

IV–V (местные)

B25

W6

F200

II–III (респ.)

B30

W8

F200

I, мосты

B35

W10

F300

Заключение

Дорожный бетон в Беларуси должен соответствовать повышенным требованиям: прочность от B30, морозостойкость минимум F200 и водонепроницаемость от W6. Соблюдая нормы СТБ 1035, СТБ 2221 и СП 3.03.03‑2020, производители насыщают смесь воздухововлекающими, противоморозным и суперпластифицирующими добавками, используют гранитный щебень и контролируют W/C ≤ 0,45. Правильный подбор состава, непрерывная укладка и качественный уход гарантируют долговечность дороги или моста даже при интенсивной нагрузке и агрессивной среде.

Для расчёта состава и оформления заказа дорожного бетона обращайтесь к специалистам СитиБетонСтрой — мы поможем подобрать оптимальный рецепт и организуем доставку точно в срок.
  • Аркадий Дозоркин
    Технолог РБУ в Клецке
    Разнообразие свойств бетона позволяет ему оставаться незаменимым строительным материалом. Количество видов позволяет не загонять себя в рамки при выборе желаемого результата.

    Более 12 лет работаю на бетонном заводе СитиБетонСтрой в Клецке. В статьях пишу полезную информацию касающуюся производства и использования бетонов.

Читайте так же

Остались вопросы?

Заполните форму и с вами свяжется наш специалист, который ответит на вопросы и поможет с выбором